Йога: чакры
Восприятие чакры
Природа чакр, кундалини и ума представляет тончайшую вибрацию различных уровней, и наше восприятие этой вибрации может быть сугубо субъективно. Когда у людей открываются чакры, они по-разному воспринимают этот феномен: одни акцентируют мистический аспект, другие — энергетический, третьи — их функции, четвертые — психологические соображения, пятые — физические признаки и т.д. По существу, все они говорят об одном и том же, но с различных точек зрения. Если мы смотрим на человека в бинокль, он представляется нам большим, если рассматриваем его невооруженным взглядом, он имеет обычную величину; если рассматривать его под рентгеновскими лучами, мы видим лишь его скелет; а если его же рассматривать, используя гастроскопию, — увидим только внутренность желудка. Человек один и тот же — точки зрения различны. Точно так же там, где мистик опишет чакры как духовные и символические образы, хирург объяснит вам, что это — ветви нервных волокон, нервные сплетения. Разнообразие в оценках зависит от различий в культуре, образовании, личных представлений. Как правило, человеку сложно передать словами то, что он чувствует.
Должен признаться, что несмотря на все мое почтение к Тантре, у меня тоже есть свое, субъективное, представление о чакрах и потому, описывая чакры, я буду сочетать свои впечатления с тантрическими описаниями. Совершенно очевидно, что не имея своего опыта представления чакр, трудно понять опыт чужой.
Тантра — это прежде всего практика, непосредственный опыт, а не умствования, которые не ведут к действительному постижению.
Символика чакр
Чтобы легче ориентироваться в системах кундалини или крийя йоги, следует ознакомиться с символикой чакр и понять, что означают эти символы и световая гамма. Каждая чакра имеет свой цвет, мантру, место, и символизирует определенное состояние человека. Если различные эзотерические культы и духовные системы используют многообразные символы вместо чакр, Тантра и йога используют в качестве символа цветки лотоса. Лотос — особый цветок, который проходит те же стадии очищения, что и человек: он вырастает из грязи, а человек — из невежества; лотос взрослеет в воде, силясь достичь ее поверхности — человек также пробуждается навстречу своим желаниям и стремлениям; лотос в конце концов достигает контакта с солнечным светом и воздухом — человек, накопив жизненный опыт, достигает просветления… Таким образом, лотос символизирует развитие сознания человека от низшего к высшему. Если кульминацией растущего лотоса является распустившийся прекрасный цветок, высшей фазой духовного развитии человека является пробуждение и расцвет духовного потенциала.
Каждая чакра представлена в виде лотоса с особым цветом и числом лепестков:
- Муладхара — 4-лепестковый лотос глубокого красного цвета.
- Свадхистана — 6-лепестковый ярко-красный лотос.
- Манипура — 10-лепестковый светло-желтый лотос.
- Анахата — 12-лепестковый голубой лотос.
- Вишуддха — 16-лепестковый фиолетовый лотос.
- Аджна — 2-лепестковый серебристо-серый лотос.
- Сахасрара — 1000-лепестковый многоцветный или красный лотос.
Каждая чакра сочетает шесть аспектов:
- цвет;
- число лепестков;
- янтра, или геометрическая фигура;
- биджа мантры;
- животный символ;
- божественный символ.
Животный символ олицетворяет вашу предыдущую эволюцию, а божественный — высшее сознание. Описывая природу чакр, я ссылаюсь на тот цвет, который открылся мне, однако ваша концентрация на туже чакру может выявить другой цвет и он будет для вас истинным. Ваше видение так же реально, как и мое, но одно бесспорно: по мере продвижения вверх по чакрам вы не можете не заметить, как частоты цветов становятся более тонкой и интенсивной.
Чакра кшетрам
Некоторые психотехники кундалини йоги рекомендуют фокусировать внимание как бы на спусковом крючке чакры в спинном мозгу. Другие предлагают концентрировать внимание на чакра кшетрам, расположенной как бы на фасаде чакры, как отражение ее спускового крючка. Крийя йога также советует это. Фокусируя внимание на чакра кшетрам, мы можем испытать ощущение, пронизывающее все наше тело, до самой макушки головы.
Муладхара не имеет кшетрам, но остальные пять имеют двойников прямо перед ними, на том же горизонтальном уровне: свадхистана кшетрам находится на уровне лобковой кости в передней части тела, над гениталиями; манипура кшетрам — у пупка; анахата кшетрам - у сердца; вишуддха кшетрам — на передней поверхности горловой ямки, около щитовидной железы; аджна кшетрам — центр межбровья, бхрумадхья.
Грантхи
Различают три грантхи (психических сплетения) или три порога на пути движения кундалини: брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи.
Брахма грантхи функционирует в области муладхара чакры и символизирует привязанность к физическим наслаждениям, материальным объектам, крайний эгоизм, невежество и апатию.
Вишну грантхи действует в области анахата чакры и указывает на эмоциональную привязанность к людям и собственным психическим состояниям, а также на страсть, амбициозность и напористость.
Рудра грантхи функционирует в области аджна чакры и связана с сиддхами и представлением о себе как о незаурядной личности.
Для дальнейшего духовного прогресса необходимо нейтрализовать чувство эгоизма и ощущение двойственности, проистекающие из всех грантх.
Возможности чакр
Чакры являются контролирующими центрами и своеобразными психическими переключателями, но не только. Они способны трансформировать одну энергию в другую. Так, например, тонкий поток астральной энергии йоги могут преобразовать в энергию физическую. Известны случаи, когда йога зарывали в землю на длительное время, и он сохранял свою жизнеспособность благодаря активизации вишуддха чакры, которая контролирует голод и жажду. Эти возможности чакр в значительной степени расширяют возможности самого человека, который может войти или выйти в различные сферы бытия, прочувствовать свое существование в них и раздвинуть ограниченные рамки сознания, обусловленного привычным бытием.
Источник: Свами Сатьянанда Сарасвати «Кундалини-Тантра»
Метки:йога, самосовершенствование, эзотерика