Мудры – ключи к священным чакрам

Чакры – это нервные центры, аккумулирующие и распределяющие физическую, умственную, эмоциональную и духовную энергии. Коль скоро энергия сосредоточена в чакрах, то и электромагнитное излучение человека имеет наибольшую интенсивность именно в этих центрах. Именно поэтому, ощущения в области чакр наиболее отчетливы. Чакры расположены в эфирном теле человека вдоль позвоночного столба.
Как известно, их семь:

 Муладхара-чакра

Свадхистхана-чакра

Свадистан-чакра расположена на уровне аппендикса (на ширину ладони ниже пупка).
Свадхистхана-чакра – центр воли. Это вторая чакра снизу, на этой чакре возникают желания. Сваджистхана – это стремление добиться цели, это двигатель страсти. Сильная свадхистхана – это в первую очередь умение добиться своего.
Свадхистхана – это воля, жажда, страсть, нетерпение, это жажда наслаждений, жгучая любовь, привязанность, это целеустремленность, упорство, это также хамство, грубость, зависть, ревность, неряшливость, попрошайство, надоедливость.
Цвет – оранжевый, голос – ноющий, иногда гнусавый, просительный, иногда приказывающий, нетерпеливый, навязчивый. Голос исходит из полости ниже пупка.
Сильная свадхистана-чакра владеет капризами ребенка. Став взрослым, такой ребенок, стремясь к цели, будет готов на все – хитрить, обманывать, все его мысли будут направлены на достижение своей цели. Когда добивается ее – тут же новая цель овладевает им, и он тупо проламывает перед собой все препятствия.
Ставя свое желание в центр всего, человек рассматривает все сквозь призму этого желания. Сверхконцентрация всех сил разрушает все преграды. Огонь свадхистханы горит, пока светит сверху цель, пока живо жгучее желание. Свадхистхана – это сексуальные страсти, это инстинкт приобретательства, желание вкусно поесть. Но на свадхистхане могут возникнуть и другие желания, исходящие из высших центров. Для свадхистханы ценно то, что можно взять немедленно. Захотел – и сделал легко и лихо. То, что требует некоторого труда, уже теряет привлекательность, либо вызывает бурю негодования и нетерпения. Песни, которые любят петь на свадхистхане – это песни на приятную мелодию, которые хорошо петь, ни о чем не думая. Слова не имеют значения. Так как помимо своих желаний в жизни есть еще и другие дела, живущие на свадхистхане стараются свести их к минимуму. На работе они ждут одного – скорее бы кончился рабочий день, и готовы сделать что угодно, лишь бы их раньше отпустили. Парикмахер выполняет свои обязанности небрежно и ждет только вечера – скорее бы кончилось то неинтересное, что заставляют его пребывать на рабочем месте! На свадхистхане работу выполняют неряшливо, спустя рукава, стремятся схалтурить и скорее ее кончить, чтобы заниматься «настоящим» – стремиться к своей цели. Толпой, живущей на свадхистхане, легко управлять. Важно понимать ее настроение, и привлекать красивой целью впереди – толпа по дороге способна разрушить все. Кроме того, стадный инстинкт засасывает еще и других.
Когда человек на свадхистхане принимает решение, он хватается за то, которое хотя бы как-то ассоциируется с его целью, обычно – инстинктивно. Поэтому человеку на свадхистхане можно навязать любое мнение, любую политическую позицию.
Слабость свадхистханы приводит к тому, что человек оказывается подчиненным чужим желаниям – им все начинают понукать. Неуравновешенность свадхистханы приводит к нервным срывам, злобе, ревности, вспыльчивости. Свадхистхана, подчиненная высшим центрам, придает человеку большую силу.
Мощная воля заключается не столько в подавлении желаний, (а подавление вызывает неуравновешенность и рано или поздно приводит к взрыву), воля заключается в концентрации энергии свадхистханы на высших целях, но так, чтобы не возникло дисгармонии между высшим и низшим.
Свадхистхана связана с надпочечником, косвенно – с печенью и селезенкой, а также с половой системой. Свадхистхана имеет сложную структуру.
Естественно, свадхистхана может развиваться гармонично только при отсутствии проблемы на самой нижней чакре – муладхаре. Перед страхом смерти, например, интересы свадхистханы парализуются интересами нижней чакры.
Отсутствие опоры в муладхаре или отсутствие внешней опоры при сильной энергии свадхистхана-чакры всегда приводит к неуравновешенности.

Манипура-чакра

Наби-чакра (другое название – Манипура) расположена на месте солнечного сплетения.
Манипура-чакра – центр деятельности. Это третья чакра снизу, чакра трудолюбия, старательности, аккуратности. Манипура – чакра самовыражения, это стремление выделиться в обществе, чакра оценки себя и других. Манипура – это стремление к справедливости, долгу, воздаянию по заслугам. Сильная манипура – это в первую очередь хорошие деловые качества.
Манипура – это аккуратность, опрятность, трудолюбие, справедливость, закон, долг, норма, мораль, отношения в обществе. Это – альтруизм, эгоцентризм, честолюбие, гордость, практичность, деловитость. Это – желание обучать, управлять, обобщать, рассуждать, объяснять, это – жажда внимания к себе, изобретательность, лицемерие, самолюбование, самовыражение.
Цвет – желтый, иногда тусклый, иногда более яркий. Голос исходит от желудка и изо рта, интенсивно двигая челюстями и совершая жевательные движения, голос воспитателя, голос лектора. Манипура – желание непрерывно говорить, рассуждать, доказывать, объяснять, спорить, обосновывать.
Мир манипура-чакры – мир разнообразных дел, мир практичности. Ребенку развивают манипуру в школе, от него требуется послушание и аккуратность в учебе.
Человек в манипуре стремится к признанию. Для него ценны должности, деньги, внимание других. Любит быть в центре событий.
Альтруист, «творящий добро», – тоже питается от манипуры. Человек в манипуре стремится помочь другим, активно занимается чужой судьбой, пытается устроить чужие дела, а заодно укрепить свое влияние на других. Корыстолюбие, честолюбие, продхалимаж – это тоже манипута, иногда в сочетании со свадхистханой. Манипура – это гордость за проделываемую работу. Манипура – это стремление быть полезным, стремление взять под свой контроль дела других. Манипура в коллективе – стремление к лидерству, к власти.
Манипура – это самоанализ, осознание значимости себя. Слово, которое любит манипура – это «надо». Надо делать другим доброе – во имя блага. Манипура оперирует абстрактными понятиями, потому что манипура – стремление обобщать, возвышаться над конкретным. Манипура любит абстрактные слова, никакой конкретики – общество, мир, долг, любовь, труд, понимание, польза, идея, конкретное утопает в абстрактных рассуждениях.
При отсутствии высших центров манипура – это самолюбование и самовыставление, демонстрация себя.
Манипура – это постоянная оценка: хорошее, плохое, злое, доброе, высокое, низкое, нужное, ненужное, выгодное, невыгодное.
Манипура связана с поджелудочной железой, косвенно – с желудком, пищеводом, ртом, челюстями, выходит на пуп, на солнечное сплетение.
Манипура при слабых нижних центрах – это может быть трагедия непризнания, неудачная попытка навязать себя обществу. Сильная, уравновешенная манипура – мощный двигатель высших интересов, умение учить, объяснять, создавать, творить, писать, убеждать. Это рациональность, трезвость оценки и трезвость самооценки.

Анахата-чакра

Анахата-чакра расположена на уровне сердца.
Анахата – цветок любви. Это центральная чакра, четвертая снизу и четвертая сверху. Анахата – стремление к красоте, гармонии, равновесию. Анахата – видение красоты в других, в окружающем мире, в природе, радостная жизнь, лишенная ненависти.
Анахата – это любовь, гуманность, понимание, ощущение красоты, ощущение музыки, восприятие, принятие всего, соглашение со всем, это стабильность, равновесие, консервативность, инертность, это также радость глупого, умиление пьяного, это – блаженство, счастье, чистота.
Цвет – зеленый разных оттенков. При гармоничном сочетании с нижними чакрами – розовый. Голос спокойный, ровный, глубокий, сходящий от сердца, мелодичный. Голос исходит из верхней области спины.
Мир анахата-чакры – поиск гармонии, любви, прекрасного во всем. Если для свадхистханы любовь – жгучая страсть, сильная привязанность для манипуры любовь – навязывание другим добра, то любовь анахаты – восприятие прекрасного, радость жизни без анализа. На анахате не существует противоположностей – добра и зла, хорошего и плохого. На анахате противоположности воспринимаются как дополняющие друг друга. Анахата – воспринимает мир таким, какой он есть.
Человек с сильной анахатой воспринимает не цели, не достижения, а само движение к цели, сам процесс.
На анахате беседуют, не споря, не доказывают – только передают красоту логических мыслей. Беседа на анахате – взаимное удовольствие от общения. В то время как беседа на манипуре – спор, который кончается либо ничем, либо печально. А беседа на свадхистхане – либо борьба за свои цели, либо выражение поддержки другому при борьбе за общие цели. Анахата – умение воспринимать другие учения, любовь ко всем.
Анахата связана с железами на уровне сердца, с самим сердцем, и косвенно – с печенью. Анахата выходит на средний палец руки и на мизинец. Анахата имеет сложную структуру, и иногда рассматривается как несколько различных энергетических центров.
Развитые анахата и муладхара – благоприятное сочетание для сельских жителей – здоровый труд, любовь к природе, христианская любовь. Анахата и свадхистхана – жгучее стремление к красивым целям, наслаждение достигнутым, радость борьбы. Анахата и манипура – любовь к труду, логическим рассуждениям, самозабвенная отдача себя работе, долгу, справедливости, обучению других. Анахата при неуравновешенной свадхистхане – удовольствие в вине, наркотиках, зависимость от низких целей.

Вишудхи-чакра

Вишухди-чакра расположена на уровне яремной впадины у основания шеи.
Вишухди-чакра – это видение самой реальности. Вишудха – это пятый центр, горловой, центр экстаза, центр пророческих видений, центр таланта. На вишудхи возникают гениальные творческие прозрения.
Вишухди – это прозрение, озарение, экстаз, сверхвозбуждение, открытие, видение сути, видение главного, стремление к высшему, стремление к совершеннейшему; это также сухость, меланхолия, хандра, торопливость, пренебрегание малым.
Цвет – голубой, голос – горловой, иногда тонкий, высокий, иногда с дефектом.
Вишухди– это крик Пифагора: «Эврика!», вишухди– это восторг достигнутого, это крайняя степень возбуждения.
Вишухди– это всплеск, это сверхпонимание и сосредоточенность на основном.
Вишухди – руководит великими и гениальными людьми. Но при слабых нижних чакрах сильная вишудхи приводит к меланхолии и даже может превратить человека в неудачника.
Вишухди связана со щитовидной железой, косвенно – с легкими, выходит на большой палец руки.
Великим человек может стать при гармонии трех чакр-манипуры (трудолюбие), анахаты (любовь) и вишудхи (видение основного). Слабость или неустойчивость любой из этих трех чакр снижает силу гения.
Вишухди открывается не всем. Человек может стараться, быть приятным в общении, но изменить свои представления о главном часто не в состоянии, им нужна помощь. Когда приходит озарение, им открывается истинный путь.

Аджна-чакра

Аджна-чакра расположена на уровне середины лба в том месте, где скрещиваются зрительные нервы.
Аджна-чакра – сосуд знания. Это шестая чакра, находится в голове («третий глаз»), это – центр сверхинтуиции, понимании и осознании окружающего мира.
Сильная аджна-чакра – дает знание и понимание мироздания.
Аджна – это всезнание, интуиция, интеллект, мудрость, целостность мировосприятия, глубина и сила. Это также концентрированность, зацикленность на своих переживаниях.
Цвет – насыщенный, голос – спокойный, рассудительный, уверенный.
Аджна-чакра – это не столько само знание, умение, сколько хранилище для него.
Аджна-чакра – помогает видеть со стороны, систематизировать знание, раскладывать, структурировать. Это умение создается внутри мозга благодаря холодному рассудку, без эмоций.
Аджна-чакра работает сильно и стабильно при большом жизненном опыте – тогда человек, как выясняется, знает существенно больше того, что он видел и пережил в своей жизни. Интуиция подсказывает ему решение в тех ситуациях, в которых он никогда не бывал. Человек может предусмотреть все мелочи, детали благодаря логическому мышлению.
Аджна-чакра открывается мудрецам, философам, предсказателям. Такой человек благодаря аналитическому уму способен вникнуть в какую-либо отрасль науки и понять ее.
Аджна-чакра способствует интеллектуальному восприятию мира, благодаря аналитической и собирательной способности мозга.
Аджна-чакра может быть развита в процессе медитаций. Но внутреннее содержание аджна-чакры формируется из жизненного опыта, и не может быть развита без активной деятельности нижних центров.
Аджна-чакра очень нуждается в силе нижних чакр. Человек с аджна и манипурой может объяснить свои знания другим. Человек с развитыми агией и вишуддой может выделить в знании главное и сформулировать физические законы.
Аджна в сочетании с анахатой – полная гармония интеллектуального и эмоционального восприятия окружающего мира.
Аджна без анахаты – это мрачный гений, злобный военачальник, подавляющий положительные стороны мира.
Развитие аджна-чакры приводит к раскрытию высшего центра – сахасрары-чакры.

Сахасрара-чакра

Сахасрара-чакра («Тысячелепестковый лотос») расположена в верхней части головы, в области темени.
Сахасрара-чакра – тысячелепестковый лотос, звезда пророков. Это высшая чакра, центр «управления делами вселенной», центр творческого миросозидания.
Сахасрара – способность балансировать, созидать, быть создателем, всеведущим, вездесущим, и управлять сложным механизмом – государством, министерством, религиозной традицией, научным направлением, возводить дворцы и города. Величайшие пророки – Будда, Конфуций, Магомет, и величайшие политики – от Цезаря до Наполеона, Ленин, Мао Цзэдун, Гитлер, Цинь Ши-Хуан – все имели сильнейшую сахасрару, которая позволяла им управлять колоссальными народными массами или определять культурный, политический и экономический путь народов.
Сахасрара – это управление ходом мироздания, это благородство императора, сила полководца, учение пророка, созидание во вселенских масштабах. Это стирание границ между мной и окружением, и доверие ребенка к Богу и к окружению.
Сахасрара ассоциируется с фиолетовым цветом. Голос – приказывающий, внушительный, или озаренный, пророческий, внушает немедленное повиновение.
Голос исходит из впадинки на самой макушке головы.
Человек в сахасраре-чакре начинает чувствовать себя немного творцом, он теряет ощущение границы между собой и Вселенной, и постоянно активно обновляет мир, и мир сам подчиняется ему, естественно следуя его пути. Другое свойство сахасрары – расположение себя к миру. Человек в этой чакре ощущает слияние себя и мира.
Энергия сахасрары – это особое качество, которого иногда бывают лишены даже мудрецы.
Далеко не всегда сахасрара открывается у мудрых, сильных, добрых, любящих и справедливых. Иногда сахасрара не имеет достаточной поддержки в нижних чакрах – на агие, вишудде, анахате, и «пророк» лишается полной гармоничности.
Если нестабильны центральные чакры – манипуры и анахаты – появляется жестокий и безжалостный тиран.
Сахасрара-чакра связана с шишковидной железой, которая управляет гипоталамусом.
Для раскрытия сахасрара-чакры требуется много усилий и перерождений, духовных усилий и медитаций. Раскрытие сахасрары-чакры это высшее достижение пути совершенствования чакр. Китайские и индийские духовные школы содержат практики медитаций и саморазвития для раскрытия сахасрары, которые оттачиваются тысячелетними традициями.
Общество с преобладающей муладхарой развивается по законам Дарвина – выживает сильнейший.
Общество, в котором господствуют силы свадхистханы, описывается законами Фрейда, стадо может легко управляться политиками.
Общество, управляемое силами манипуры – развивается по экономическим законам, типа законов Маркса, только в таком обществе могут быть эффективны социальные преобразования и реформы.
В обществе с развитой анахатой нет социальных проблем – там царит гармония отношений, но такое общество может быть легко подчинено другими странами.
До вишудди могут доходить отдельные школы и группы.
Агия – как правило индивидуальное достижение немногих, хотя эпизодически агия-чакра открыться у каждого.
Каждая следующая чакра нуждается в мощной опоре внизу, она вырабатывает и потребляет сильнейшую энергию, и при отсутствии или нестабильности нижних центров она выводит человека из равновесия.
Гармонично развитый человек увеличивает энергетику своих чакр снизу вверх.
Однако, как нам известно, «чакр» – семь, а пальцев – пять! «Выпадающая» из ряда двойка связана с правой и левой руками. Вернее, с «рабочей» и «нерабочей» руками, так как в жизни встречаются левши и правши. Рабочая рука (условно назовем ее правой) связана с материальным, отдающим, практическим миром, действием, и «чакрой Муладхара», а нерабочая (левая) – с энергетическим и эмоциональным, воспринимающим миром и «чакрой Свадхистхана». Собираясь сделать мудру для продвижения в практической сфере бытия, вам надо использовать правую (рабочую) руку. Если же вас больше интересуют чувства и восприятие – левую.
Жесты, или мудры пришли к нам из йоги. Йога является одним из самых реальных путей к просветлению. Обычному человеку йоги представляются людьми невероятной воли, изнуряющими себя голоданием и трудными физическими упражнениями. Действительно, путь йоги не привычен для нас, городских жителей, привычных к суте производственных и домашних забот. Этот путь, как, впрочем, и многие другие, требует серьезной самоотдачи. Человек должен посвятить значительную часть своего времени овладению сложным и, в тоже время, простым искусством йоги и все свои помыслы сконцентрировать на пути к просветлению.
Йоги, прошедшие этот трудный путь, умели замедлять процессы старения и, по преданию, могли поспорить с самой смертью. Мудры придавали йогам особое могущество. Вряд ли все мы можем забросить наши дела, удалиться в горы или пустыни, чтобы добиться таких же чудесных результатов.
Но и мы, в упрощенной форме выполняя эти упражнения, способны подстроить свою энергетическую систему к ритмам природы, разбудить свои духовные силы, спрятанные в самых глубинах нашего естества. Несмотря на то что упражнения могут показаться вам удивительно легкими, эффект их поражает воображение.
Мудры – ключи к семи священным чакрам.
Ведущей для выполнения всех мудр является Гианмудра (указательный палец соединен с большим с образованием кольца-«окна»). Выполняется перед каждой мудрой.
Занимаясь ежедневно, вы очень скоро почувствуете оздоровительное значение мудр. Свои болезни вы приобретаете годами, делаете это долго и упорно, а потому не ждите и не ищите чуда. Для излечения нужно желание, время и упорство.
Всякое лечение начинайте с перепросмотра своей жизненной жизненной позиции. Проанализируйте свои поступки и мысли. Выполняя мудры, обратитесь лицом на восток; укладываясь спать, старайтесь, чтобы ваша голова тоже была обращена на восток.
Мудры можно выполнять в любом положении, но оптимальной считается поза Лотоса. Все упражнения выполняйте спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий.

Источник: Свами Брахмачари «Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев»

Метки:йога, эзотерика

Яндекс.Метрика